Имя Мартина Мункачи / Martin Munkacsi, безусловно, занимает весьма существенную главу в истории мировой фотографии по причине его колоссального вклада в фотографию Европы и Америки. Мункачи является одним из самых великих фотографов XX столетия. Благодаря ему были сформированы основные черты современной фотожурналистики. Он объединил журналистскую точность с эстетическими стандартами. В фэшн-фотографии он произвел революцию. Освободил фотографов от студийных границ, а моделей — от фиксированных поз. Он реализовал свежие идеи и создал новые образы. В фотографию, которая до него была статичной, он привнес жизнь. Он оказал существенное влияние на последующие поколения фотографов, и среди них такие имена, как Анри Картье-Брессон и Ричард Аведон. Родился Мартин Мункачи (Marton Mermelstein) 18 мая 1896 г. в Венгрии, в г. Колошвар / Клаузенбург в небогатой семье. Его отец был маляром, иногда подрабатывал как фокусник. Фамилию Mermelstein семья сменила на Мункачи по причине усиления антисемитизма в обществе. В 16 лет Мартин покинул отчий дом, перебрался в Будапешт и начал там свою карьеру как поэт и пишущий журналист. Публиковал интервью и очерки о людях. Однажды, как он сам вспоминает, ему потребовалась иллюстрация для заметки о похоронах. Так он начал заниматься фотографией. И спустя некоторое время Мартин Мункачи становится весьма популярным фоторепортером и спортивным фотографом. В 1927 г. Мартин отправляется в Берлин, который в то время являлся европейским издательским центром. Там фотограф стремительно достигает популярности и в последующие годы создает множество серий и обложек для таких изданий, как Berliner Illustrirte Zeitung (BIZ, уже тогда тираж достигал 1 млн экз.), Koralle и Die Dame (немецкое издание моды), Uhu, Vu, Modern Photography. После прихода к власти Гитлера Мартин Мункачи покидает Берлин и эмигрирует в США. В 1934 г. он прибывает в Нью-Йорк и получает приглашение от Кармель Сноу, главного редактора журнала Harper’s Bazaar. Она предложила ему попробовать себя в фэшн-фотографии. И это открыто новую главу в его творчестве. После смерти Мартина Мункачи 13 июля 1963 г. основные американские музеи по непонятной причине отказались принять в дар его творческое наследие, и в результате имя фотографа оказалось неоправданно забытым на несколько десятилетий. Работы разошлись по всему миру, и большая часть архива оказалась утерянной. И в настоящее время существует лишь два места, где сосредоточено наибольшее количество его фоторабот — архив Ullstein в Берлине и коллекция профессора F.C. Gundlach, которая хранится в Доме фотографии/Haus der Photographie в Гамбурге. В творчестве Мартина Мункачи особо следует отметить фотографию «Мальчики, бегущие к прибою на озере Танганьика», сделанную около 1930 г. во время его командировки в Либерию (также встречается немного упрощенное и неточное название — «Три мальчика на озере Танганьика»). Она уже давно выступает в роли знаковой, поскольку постоянно цитируется в различных источниках. Причина достаточно уникальна. Именно эта фотография произвела глубокое впечатление на молодого Анри Картье-Брессона. Именно в ней можно увидеть его будущий стиль. Вот как сам Картье-Брессон вспоминает о своих впечатлениях: «Внезапно я осознал, что фотография позволяет в одном мгновении запечатлеть вечность. Этот снимок — единственный, который повлиял на меня. Здесь так много напряжения, спонтанности, радости жизни, удивления, что даже сегодня он все еще продолжает шокировать меня». Эти слова были сказаны в 1977 г. Более того, Картье-Брессон полагает, что именно этот снимок положил начало его карьере как фотографа: снимок был «как искра, из которой возгорелось пламя». Фотография «Три мальчика» не оставили равнодушным и Ричарда Аведона. Она поразила его так, что в 1950 г. вдохновила на создание известного снимка молодой женщины с зонтиком, перепрыгивающей через лужу. Творчество Мартина Мункачи вдохновляло и другого известного фотографа — Юджина Смита. Некоторые стилистические мотивы можно обнаружить в работах Брюса Вебера и Херба Ритца. Ключевым моментом в творчестве Мартина Мункачи является движение. Движение во всех его проявлениях. Наверное, именно любовь к движению и — безусловно! — понимание его сущности и сделали его талантливым спортивным фоторепортером. Над темой движения он продолжал работать и тогда, когда занялся фэшн-фотографией. Во время съемки он предпочитал фотографировать естественное положение моделей, а не стационарные, искусственные позы; вынуждал моделей много двигаться, чтобы найти и поймать нужное мгновение, наиболее выразительное, ту самую «тысячную долю секунды», то мгновение, которое для обычных людей незаметно, но фотограф обязан увидеть. Однако мастерство фотографа не исчерпывается только этим. Сначала увидеть, а «в следующую тысячную секунды — запечатлеть это мгновение». Мартин Мункачи много работал и обращался к самым различным тематическим областям. Для своего времени он был одним из самых высокооплачиваемых фотографов. Так, например, журнал Ladies’ Home Journal заключил с ним один самый выгодный на тот момент фотографический контакт на создание серии «How America Lives». В период 1940–1946 гг. он запечатлел повседневную жизнь различных слоев общества Америки в период Второй мировой войны. Безусловно, слагаемые успеха — различны. Но самое важное для создания хорошей фотографии, по мнению самого фотографа, заключается в том, что нужно «обладать идеей — духовной и интеллектуальной концепцией, понимать, что в этой фотографии вы хотите сказать». Более того, свое жизненное кредо, творческие принципы он выразил в лаконичном девизе — «Думай, пока снимаешь!» (Think while you shoot!). Для фотографов многих поколений эта фраза стала хрестоматийной. И такой она останется навсегда. | В нашем магазине Вы можете приобрести следующие работы автора: Книга Martin Munkacsi Мартин Мункачи / Martin Munkacsi «Мальчики, бегущие к прибою на озере Танганьика», около 1930 Серебряно-желатиновый отпечаток © Joan Munkacsi Courtesy Ullstein Bild Мартин Мункачи / Martin Munkacsi «Каирский бедуин скачет галопом возле египетских пирамид», около 1929 Серебряно-желатиновый отпечаток © Joan Munkacsi Courtesy Ullstein Bild Мартин Мункачи / Martin Munkacsi «Вратарь. Последний шанс для его команды. Вратарь бросился через всю ширину ворот (7,3 м), однако всего на долю секунды опоздал», около 1928 Серебряно-желатиновый отпечаток © Joan Munkacsi Courtesy Ullstein Bild Мартин Мункачи / Martin Munkacsi Без названия [«Мужчина на мотоцикле»], около 1929 Серебряно-желатиновый отпечаток © Joan Munkacsi The San Francisco Museum of Modern Art Мартин Мункачи / Martin Munkacsi «Опереточная субретка Рози Барсони в своем восхитительном гротескном танце», около 1932 Серебряно-желатиновый отпечаток © Joan Munkacsi Courtesy Ullstein Bild |